Экологи: Тюмень задыхается без лесов и парков

Фото с сайта Shutterstock.com
Фото с сайта Shutterstock.com

Создание «зеленого щита» вокруг Тюмени должно послужить задаче наведения порядка в пригородных лесах, отметил депутат облдумы Александр Крупин. В то же время он признал, что поскольку большинство земель, на которых эти леса стоят, находится в федеральной и иной собственности, тратить средства регионального бюджета на их содержание и охрану будет незаконно. Также у экспертов есть вопросы по практическому применению положений закона, связанных непосредственно с защитой лесных массивов.

Между тем все единодушны во мнении, что для комфортного проживания в большом городе власти обязаны обеспечить защиту лесопарковых зон не только на территории агломерации, но и в прилегающей зоне. Иначе в скором времени мы рискуем остаться в окружении пустырей и болот.


Болезненную для миллионов городских жителей в нашей стране проблему обсудили накануне в Тюмени представители региональной власти, экологи и общественники в ходе круглого стола, посвященного принятию закона о «зеленом щите», который президент Путин подписал в начале июля. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.


Как отметила эксперт по законодательству, доцент кафедры административного и финансового права ТюмГУ, кандидат юридических наук Наталья Данилова, в законе есть ряд моментов, вызывающих вопросы. В частности, закон не содержит прямого запрета на строительство тех или иных капитальных объектов. «Допускается возводить линейные сооружения, объекты рекреационной деятельности, туризма, образования и так далее, даже размещать отходы 4-го класса опасности», – заметила Данилова. При этом, высказалась эксперт, в положениях о строительстве инфраструктуры на территории зеленых поясов есть ряд противоречий.


«Это лишь некая система ограничений в природопользовании и хозяйственной деятельности. Зеленый пояс в законе не определен как единая территория, находящаяся в чьем-то конкретном управлении. В рамках зеленого пояса могут оказаться участки, находящиеся в чьей-либо собственности, пользовании и аренде. И права собственников и пользователей с установлением режима зеленого пояса не прекращаются. На них лишь возлагаются новые обязанности по соблюдению ограниченного режима природопользования», – добавила эксперт по праву.


Главная и наиболее сложная задача субъекта – определить границы зеленого пояса, в рамках которых в соответствии с законом будут обеспечены содержание и охрана лесов. «Неслучайно законодатель отвел на эту работу целых шесть месяцев, – заметила Наталья Данилова. – Также в полномочия субъекта войдет информирование населения о том, где находятся границы зеленого пояса, кроме того, раз в полгода необходимо отчитаться о состоянии этих лесов. Иных полномочий у региона и муниципалитета не будет. При этом, поскольку нет единого центра управления содержанием «зеленого щита», то нет и единого источника финансирования».


Вопрос поиска средств на содержание «легких» наших городов также стал предметом спора между общественниками и чиновниками. Если взять за основу примерную стоимость содержания городских лесопарковых зон – пять тысяч рублей на гектар – и умножить ее на площадь пригородных лесов (порядка 80 тысяч гектар), то выходит, что в год на обеспечение порядка и сохранности зеленого пояса вокруг Тюмени потребуется около 400 миллионов рублей в год, заметил председатель комиссии по экологической безопасности Общественной палаты Тюменской области Альберт Фахрутдинов.


«Эти средства следует предусмотреть в областном бюджете», – выразил он свое видение источников финансирования реализации закона. Однако Александр Крупин возразил, что если речь идет о землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, по закону субъект не может выделять на эти нужды из регионального бюджета ни копейки. «Кроме лесного кодекса есть еще и кодекс бюджетный, который не позволит нам этого сделать», – высказался депутат. Поэтому вопрос о финансовой обеспеченности исполнения закона станет предметом дальнейшего обсуждения рабочих групп как на региональном, так и на федеральном уровне.


В целом, экологи только приветствуют принятие нового закона, отмечая, что в Тюмени и вокруг города большие проблемы как по обеспеченности зелеными насаждениями, так и по содержанию лесных массивов. Участием в работе по созданию «зеленого щита» вокруг Тюмени уже заинтересовались ряд некоммерческих организаций, отметил Фахрутдинов.


«Большинство представителей Общественной палаты, ОНФ высказываются в поддержку этого законопроекта. Безусловно, в ходе реализации этого закона будут возникать вопросы юридического характера, но на то и нужны юристы, чтобы приводить все недочеты в соответствие. Здесь важна сама идея – сохранение пригородных лесов. Если мы позиционируем Тюмень как лучший город земли, то просто обязаны озаботиться созданием такого «зеленого щита», – заметил эколог. – О том, что это больная тема для нашего населения, говорят многочисленные акции и митинги в защиту лесов в разных городах, прежде всего в Москве. Да и у нас люди также периодически выходят на улицы с плакатами против вырубки зеленых насаждений. Проблема для Тюмени действительно актуальна, город задыхается от нехватки зеленых насаждений. Их количество в местах общего пользования в 10 раз меньше, чем предусмотрено генеральным планом развития города».


Как уточнил Альберт Фахрутдинов, согласно генплану, к 2015 году в Тюмени должно было быть построено три парка: «Ни один из них до сих пор не создан. Между тем к 2025 году должно быть построено еще 10 парков, а к 2040-му – до 20 парков. Насколько я понимаю, никто не приступал к этой работе, и реализовывать генплан в этой части не собирается, – подчеркнул представитель Общественной палаты Тюменской области. – В итоге по реализации программ по жилищному и социальному строительству идем по пути максимального уплотнения, обрекая людей на крайне некомфортное проживание, лишая их конституционного права на благоприятную окружающую среду. Это не тот путь, которого заслуживает лучший город земли».


По мнению эксперта, создание зеленого лесопаркового пояса станет выходом из этого крайне затруднительного для городских властей положения. «Таким образом мы не только сохраним леса, но можем превратить пригородные участки в лесопарки, дав возможность для создания рекреационных зон и мест отдыха для горожан», – добавил Альберт Фахрутдинов. Осталось договориться, кто и на какие средства будет осуществлять эти планы.


Большинство участников дискуссии также сошлось во мнении, что в состав зеленого пояса не следует включать крупные лесопарковые зоны, находящиеся в границах города, такие как Гилевская роща и тому подобные. «Этими территориями и так есть кому управлять и соблюдать там порядок в рамках всевозможных регламентов», – заметил Фахрутдинов.


Отметим, что по оценкам специалистов департамента лесного комплекса Тюменской области, площадь лесопарковых зон вокруг Тюмени составляет более 80 тысяч га при общей площади городского округа менее 70 тысяч га.




Есен Абилькенов

Оцените работу журналиста:
Добавить комментарий
  1. Рубрики

    Меню навигации по рубрикам теперь находится здесь. Нажмите «Далее», перейдите в нужную рубрику и продолжите знакомство с новым сайтом.

  1. С объявлениями всё в порядке

    Мы сохранили объявления с  у нас.

  2. Контакты по объявлению

    Теперь посмотреть телефон и связаться с автором объявления можно прямо из списка.

  3. Избранное

    Сохраняйте объявления и просматривайте на сайте и в мобильном приложении. Мы синхронизируем Избранное для зарегистрированных пользователей.

  4. Уведомление о новых объявлениях

    Подписывайтесь и регулярно получайте письма о новых объявлениях на электронную почту

  5. Уведомление о новых объявлениях

    Подписывайтесь и регулярно получайте письма о новых объявлениях на электронную почту

  6. Спасибо, что дошли до конца.

    Остались вопросы и предложения —напишите нам.